?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Проект "Большая Самара", или Куйбышев, который мы не увидим.
Тотторо
shlomo_shmul
Всем из истории известно, что в нашем славном городе в годы Великой Отечественной Войны было налажено производство различной оборонной продукции - от знаменитых шутрмовиков Ил-2 до снарядов и валенок для солдат.
И как это производство появилось, тоже известно из официальных источников. Заводы эвакуировали из занимаемых противником территорий и прямо "с колёс", на голой земле (цехов то не было ещё) начинался выпуск самолетов, пулемётов, снарядов и патронов. Особенно рельефно это можно видеть в некоторых художественных фильмах "на тему", так сказать. Пришлось преодолевать непреодолимые трудности и прилагать нечеловеческие усилия, дабы освоить производство в некогда аграрно-гопотовской "тёте-Самаре". Ведь, как известно Одесса у нас мама, Ростов - папа, а Самара - тётя.
далее в даваться в подробности смысла нет. Кому их хочется - добро пожаловать в Краеведческий музей им Алабина (тоже та ещё личность, но об этом в другой раз).

Итак, подытожим вехи славного пути: Самара (зерно, провинция, грязь, свиньи, горчишники) - Война (ВНАЗАПНО!!!) - один из промышленных центров страны.
И мало кого могли терзать смутные сомнения, что "что-то не так, что-то не стыкуется одно с другим". Перво-наперво - чудная режиссёрская клюква о начале производства "с колёс". Что, вот так прям в чисто поле выкинули с платформ станки, из теплушек понабежали токаря, да мастера и айда-давай точить строгать оружие Победы! Посреди ржи, или чего там росло на месте нынешних корпусов Авиакора и Прогресса.

А электроэнергию то где взять?  Это у Петра 1-го станок токарный от ножного привода работал. Станки середины 20 века требовали электричество. И в  немалом количестве. А вот, скажут знатоки истории, БТЭЦ же, вот. Так... БТЭЦ. А откуда она взялась? Тоже "с колёс" сгрузили? Вместе с турбинами (уже подключенными к котлам) с углём, с ЛЭПами всякими...  Да нет. ТЭЦ уже была. как и многое, многое другое, которое и послужило очень мошной основой для увеличения (а не создания в чистом поле среди колосящейся картохи и цветущей ржи) производственных мощностей Куйбышева.

И отсюда вытекает закономерный вопрос - а, если многое уже существовало, то почему оно существовало? По какому плану многое уже было построено?
Такой план существовал, хотя упоминаний о нём практически не найти. Назывался он "Проект Большая Самара".


О подробностях этого проекта можно только догадываться. Есть какие-то отдельные статьи, кое-что проскальзывает в художественной литературе. Всплывают в архивах отдельные документы.
И не так давно появились ещё одни веские аргументы. Это фотопластины середины 30-х годов, найденные на чердаке Театра Оперы и балета во время его строительства. На тех пластинах оказалась весьма интересная информация, а именно вариант переустройства города. Превращения его если не во вторую Москву, то в один из первых городов СССР.

Водоснабжение 1935_новый размер
На плане водоснабжения хорошо видна будущая планировка города. Кстати, можно заметить продуманность планирования улиц.
Город можно пересекать не только вдоль Волги, как это возможно сейчас (что и создаёт многочисленные пробки, ибо на данный момент имеем всего 2 улицы, идущие через весь город), но и поперёк.

Гидрология_новый размер

Дом отдыха речников_новый размер
Проект Дома Отдыха речников.

Жилфонд_новый размер
Деление жилфонда по степени изношенности.

далее идут различные варианты набережной. Чувствуется столичный размах.
Набережная 1_новый размер

Набережная 2_новый размер

Набережная 3_новый размер

Набережная 4_новый размер

Проект института_новый размер
Нет, это не Театр Оперы и Балета. Это Планово-экономический институт. Кузница красных менеджеров.

Промышленность и транспорт_новый размер
А вот это очень интересно. Здесь можно наблюдать состав и количество промышленных предприятий, что были запланированы к постройке.

Столовая дома отдыха речников_новый размер
Столовая Дома Отдыха речников.

Танцплощадка дома отдыха речников_новый размер
Танцплощадка Дома Отдыха речников.

Такая вот редукция, как сказал бы классик. Не на пустом месте ковалось оружие Победы в славном городе Куйбышеве.
Война скорректировала планы, Многое так и  осталось на бумаге. Многое воплотилось в жизнь но совсем не так, как было задумано.

Данные фотографии это не единственные доказательства того, что Куйбышев предполагалось превратить в один из ключевых центров промышленности СССР ещё задолго до начала Войны. Членами АНО "ИстКом" найдено множество архивных документов, подтверждающих эти планы.
В частности мы выяснили, что в Куйбышеве было запланировано строительство Метрополитена еще в конце 30-х годов. А это в одно время с началом проектирования Метро в Ленинграде. Стоит задуматься. Но это уже другая история.

saiLor (C) 2014
Сканы фотопластин любезно предоставлены самарским краеведом-любителем Додиком.


  • 1
очень интересно! советую перепостить в самара_ру и самара_арч. и, если можно сделать по клику либо вставить картинки бОльшего размера - чтобы понять привязки на местности и детали Большой Самары

По картинкам большого размера в личку.
1 - размеры.
2 - не я один автор.

Цены этим фотопластинкам нет. Потрясающе!

Edited at 2014-01-22 07:46 am (UTC)

Спасибо Антон, весьма уместный и как всегда грамотный пост, заберу.

Книга такая есть:http://golema.livejournal.com/109049.html
В ней эти фотографии все есть и по схемам подробно написано. И даже DODYK в благодарностях.

Так Додик их и сканировал.

короче Куйбышев - город утопия, а у нас весь утопизм пытались приземлить на реализованную площадку Безымянки (где город - сад)

еще ты не описал, что Самарку хотели сделать внутригородской артерией и поставить на ней шлюзы, чтобы корабли поднимались до заводских причалов в Кировском районе

и вот почему то думается что если бы не 2 МВ эти планы большей степени были бы Сталиным реализованы

А где можно узнать поподробнее про проект по Самарке?

погугли у меня на блоге, который на вордпрессе, я точно не помню, но был удивлен когда это обнаружил

думаю - грузовые пристани по Самарке в 1940-1970 гг. это с той поры, да и укреплять километры берегов Самари в таких масштабах как за БТЭЦ просто так из-за канала не стали бы - видимо все это часть плана

Ну, Самарка раньше вообще судоходная была до Подлесного точно. В 80-х туда шаланды ходили со щебнем трубы отсыпать.

в 18 веке до Борского, а в 1950 годы до Спиридоновки - дальше мосты нефтяников на воде

Дык Спиридоновка выше Поделсного.

еще один Подлесный рядом Мало-Малышевкой

Нет, нет. Я имею ввиду Подлесный тот, что ниже Спиридоновки. Кинель, кстати тоже раньше (в 90-х) был судоходным до жд моста.

мы от СХИ на большом катере на Волгу ходили, дорога до элеватора минут 50 заняла - какой-то жд мост проходили

Дурак Вы, батенька. Это Лаврентий Палыч руками зэка готовил площадки для будущей эвакуации. Читайте побольше, а ковыряйте в носу.

Дурака, точнее дуру ищите в зеркале. И поменьше читайте Солженицына и слушайте Эхо Мацы.

архитектор

(Anonymous)
Господа, если интересуетесь историей градостроительства Самары-Куйбышева-Самары, обратитесь к специальной литературе- там много ответов на Ваши вопросы, например, несколько лет назад вышла книга А.К.Синельника...а то у Вас получается рен тв какой-то...

Re: архитектор

Специальная литература тоже не панацея. Пример - Краткий курс истории КПСС.
А книга Синельника передо мной на полке стоит. И я её даже читал.

Edited at 2014-10-26 04:29 pm (UTC)

  • 1